Считается,
что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес
Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес
Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли
сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским
богом-чародеем Тотом.
Гермеса Трисмегиста также называют первым
алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского
камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали
Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать
наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре
в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в
тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.
Новый интерес к алхимии и философскому камню
возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то
вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней. Собственно, философский камень -
начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю
бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в
первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким
желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!
Современная химия не отвергает возможности
превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что
средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история
сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении.
Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius),испанский поэт, философ и
знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ
на выплавку 60000
фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть,
олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы,
и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести
данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до
сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на
протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных
сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии,
в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного
качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается
предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда
меньшим.
Другой факт: император Рудольф II (1552-1612)
оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках,
приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять,
где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный
запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от
золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более
высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным,
учитывая технические возможности того времени.
Философский камень — это порошок, который
принимает различные оттенки во время приготовления согласно степени своего
совершенства, но в сущности имеющий два цвета: белый и красный.
Настоящий философский камень или порошок его
обладает тремя достоинствами:
1) «Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его
сыплют,
2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством,
излечивая быстро разные болезни.
3) Он действует и на растения: в течение
нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Вот три пункта, которые покажутся многим
басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься
в эти свойства, чтобы понять, что во всех трех случаях действует усиление
жизненной деятельности.
Следовательно, Философский камень есть просто
сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему
алхимики называют свой камень лекарством трех царств.